Об институте

Приказ народного комиссара по просвещению №400 от 29.09.1930 г.

Педагогический институт как структурное подразделение Вологодского государственного университета был образован в результате реорганизации Вологодского государственного педагогического университета – вуза с богатой историей и традициями.

В соответствии с решением НК РКИ от 21 сентября 1930 г. № 641 был создан Северный Краевой Педагогический Институт, который приказом по Наркомпросу РСФСР от 9 июля 1935 г. № 569 переименован в Вологодский государственный педагогический институт. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. № 204 Вологодский государственный педагогический институт переименован в Вологодский государственный педагогический университет (ВГПУ).

ВГПУ являлся одним из ключевых высших учебных заведений Вологодской области, формирующим облик регионального образовательного пространства, вырабатывающим новые принципы научно-образовательной деятельности и критерии оценки качества современного образования.

За годы существования вузом подготовлено более 50 тысяч специалистов для учреждений образования, науки, культуры, экономики и других областей деятельности. В числе сотрудников, работавших в нем в разные годы, а также его выпускников немало известных ученых, педагогов, государственных деятелей, художников, писателей, музыкантов, спортсменов. Более 300 преподавателей и выпускников удостоены Почетных званий: «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», «Отличник народного просвещения», «Почетный работник высшего профессионального образования России».

Ежегодный выпуск составляет более 1000 специалистов, которые востребованы в различных сферах деятельности Вологодской области и всего Северо-Западного региона. Доля выпускников, работающих в системе образования региона, составляет 90% от общего количества педагогических кадров, в учреждениях культуры и учреждениях социальной направленности - свыше 30%. Многие из них занимают ответственные посты в Правительстве Вологодской области, Администрации города Вологды, Законодательном собрании Вологодской области, являются главами муниципальных образований, возглавляют областные, городские и районные органы управления образованием, трудятся на промышленных предприятиях, в финансовых организациях и в сфере услуг.

Со стороны института сопровождению профессиональной карьеры выпускников уделяется большое внимание. Практическая реализация данного направления работы основывается на изучении мнения работодателей о качестве работы выпускников и мнения выпускников по оценке проблем и недостатков, имеющих место в работе. Традицией стало приглашение представителей заинтересованных организаций на защиту дипломных проектов выпускников, на заседания Ученых советов факультетов. Внедряются такие формы сотрудничества с работодателями, как, например, заседания по предварительному трудоустройству выпускников педагогических специальностей, на которые приглашаются главы и руководители управлений образования всех муниципальных районов Вологодской области. В 2011 г. была создана педагогическая интернатура, целью которой является помощь в адаптации молодых учителей системы образования г. Вологды.

Университетом велась целенаправленная работа по развитию системы непрерывного педагогического образования. С 2008 г. вуз участвовал в формировании образовательного кластера по педагогическому и гуманитарному образованию, который включает университетский комплекс (вуз – педагогические колледжи – инновационные экспериментальные площадки на базе школ – профильные классы), в настоящее время активно развивается сетевое взаимодействие.

Среднегодовой контингент студентов института составляет 3 700 тыс. человек, численность аспирантов, соискателей – более 70 человек. Подготовка кадров ведется по 6 укрупненным группам специальностей (физико-математические, естественные, гуманитарные, социальные науки, образование и педагогика, экономика и управление), в том числе по 4 направлениям магистратуры (13 магистерским программам) и 14 направлениям подготовки бакалавров (34 профилям). Научно-педагогические кадры готовятся по 28 образовательным программам послевузовского профессионального образования.

В Педагогическом институте ведутся научные исследования по 22 направлениям. Установлены научные связи с зарубежными партнерами. Например, совместно с Центром окружающей среды Финляндии ученые естественно-географического факультета в течения ряда лет проводили важные для региона научные исследования в рамках проектов «Красная книга Вологодской области», «ГЭП-анализ сети особо охраняемых природных территорий Вологодской области» и др.

Об оценке общественного признания деятельности Вологодского государственного педагогического университета можно судить по следующим результатам: вуз выступал в качестве эксперта ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование», был включен в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», является участником Сетевого университета по педагогическому образованию, в 2013-2014 г. был получен сертификат качества Научно-исследовательского института качества образования об успешном прохождении независимой оценки качества образовательных программ. Образовательные программы, реализуемые в вузе, получают высокую оценку: по итогам 2013 г. программы 01.03.02. Прикладная математика и информатика, 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование вошли в перечень «Лучшие программы инновационной России».

i10_1.jpg i10_2.jpg i11_2.jpg i11_3.jpg i2_2.jpg i2_3.jpg i7_1.jpg i7_2.jpg i8_1.jpg i8_2.jpg i9_1.jpg i9_2.jpg